• Рус/Укр
  • Eng
Глядач не повинен бути наляканим, йому має бути цікаво
10/08/2016

Глядач не повинен бути наляканим, йому має бути цікаво

Художница немецкого происхождения Имке Руст из Намибии снова приехала в Днепр. На этот раз, продолжая сотрудничество с галереей Артсвит и Генеральным консульством ФРН, Имке приехала чтобы реализовать проект, который будет презентован в конце сентября в рамках проведения Недель Германии в Украине. Пока художница работает в мастерской, предлагаем интервью, записаное Катериной Горб, в рамках проекта Диалоги, дискуссионной платформы галереи Артсвит.

Многие художники проявляют довольно снобистское отношение, говоря: “Мы - современные художники, мы не нуждаемся в понимании”. Лично я считаю, что понимать и быть понятым невероятно важно. Ведь приехав в страну, языка которой не знаешь, необходимо, чтобы обе стороны проявили усилие в попытке понять друг друга. Хорошо, когда знаешь несколько слов или кого-то, кто мог бы переводить для тебя. И все же, это идеальная ситуация. Думаю, так же можно выразиться касательно искусства. Если я как художник хочу заинтересовать зрителя, (возможно, он не поймет до конца, но хотя бы попытается), то пытаюсь представить работу таким образом, что бы он испытал любопытство и желание задать вопрос. Конечно, это не должно быть слишком пугающе и странно, чтобы зритель не боялся спрашивать. Жители Намибии не привыкли к современному и концептуальному искусству. Это привело меня к осознанию, что представлять все эти удивительные арт-объекты способом, который им не понятен, бессмысленно. Мы должны встретиться на середине пути и попытаться найти способ, что приведет их к более концептуальным работам. Тогда люди смогут сказать: «Да, я понимаю, о чем работа».

Я считаю, что диалог должен исходить от двоих, иначе это не диалог. Обе стороны должны внести в него что-то, но именно художник испытывает необходимость в этом, ведь художник хочет выразить некую идею или представить работу.

 

СМОТРИТЕ: Walking in Circles – Art video / Performance

 

В самом начале моей карьеры я поняла, что люди приходят с совершенно разными взглядами и предубеждениями об искусстве. Выиграв очень важный приз в Намибии в арт-конкурсе, я была представлена своим другом его знакомому, выходцу из Намибии и художнику, который не знал меня. Мой друг сказал: “Это Имке Руст. Она создала эти большие картины о голодных собаках”. После чего художник ответил: “Нет”. Он был практически рассержен, он сказал “нет” как “НЕТ!”, словно “Ты хочешь подшутить надо мной?”. Я совершенно не могла понять причину и спросила: “Почему, что это значит?”. На что он ответил: “Нет, ты не могла создать эти картины. На это способен лишь большой сильный мужчина”. После этого я поняла, что люди приходят с ожиданиями, о которых ты никогда не узнаешь. Откуда они происходят, почему возникает такое впечатление? Всегда нужно ожидать, что у людей слишком разное понимание произведений искусства.

Намибия более консервативная страна, чем Германия. Однако, даже в Германии до сих пор существует тенденция, что успешные художники в большинстве мужчины. Да, в Германии у женщин положение обстоит лучше, но в обеих странах все так же верят, что искусство для женщины – хобби до замужества и детей. Возможно, это тоже послужило причиной для такой реакции того художника, поскольку картины были слишком сильными и мощными. Ведь, они выиграли главный приз, который на много больше тех, что достались мужчинам, а я была лишь молодой девушкой.

 

ЧИТАЙТЕ: ИМКЕ РУСТ: КАК ШЕСТЬ КОРОВ ПОМОГЛИ МНЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОЕКТ

 

Вполне возможно, что кто-то смотрит на мои работы и думает: “О, это отвратительно”. Именно эта мысль сподвигла меня вносить свои художественные пометки на декоре в отелях. Не то, чтобы это было обращено к авторам этих работ, но точно к владельцам гостиниц и съемных квартир. Ведь, на отдыхе я хочу смотреть на что-то красивое, поэтому и начала “улучшать” декор. Я много думала об этом. Ведь, я не бунтарь и не собираюсь разрушать чужую работу, я слишком уважаю любое проявление творчества. Для меня было очень важно осуществить свои правки в наиболее уважительной форме. Я не пыталась испортить эти работы, наоборот, хотела их сделать лучше и подарить новую жизнь. Конечно, я осознаю, что это все дело моего вкуса. Еще одной причиной послужил факт, что практически всегда используются копии, а не оригинальные работы. Самое отвратительное, что мне доводилось видеть, это вывешивание страничек календаря в рамах. Это самая дешевая подделка из всех возможных. Посему, дорисовывая эти картинки, я превращаю их в оригинальный предмет искусства. По-моему, это настоящий подарок хозяевам.

Перед тем, как исправлять картины в отельных номерах, я всегда стараюсь понять, пострадает ли кто-то от этого и будет ли у меня достаточно средств, чтобы возместить ущерб. Если возникает вопрос: морально ли вмешиваться в чужую работу, у меня есть встречный вопрос: морально ли помещать страничку календаря в рамку? Кроме того, это нарушение авторских прав и не законно использовать календарь подобным образом. К тому же, они оскорбляют меня как профессионального художника, вешая дешевые картины в комнаты, за проживание в которых я плачу деньги. Поэтому, я всегда могу спросить: чем вы думаете, когда вешаете эти ужасные картины в номерах? Возможно, это противозаконно.

Многие художники уверены, что эстетика не важна совершенно, и нарочито пытаются избегать ее. Лично я очень люблю красивые вещи. Думаю, большинство людей их любят. Сколько бы сообщений не предавали мои арт-объекты, для меня все так же важно, чтобы они были и красивыми тоже. Конечно, иногда они могут быть забавными или даже жуткими, если посыл об отвратительном был в приоритете.

Інші новини

15 вересня 2017
PinchukArtCentre оголосив імена 20 номінантів на здобуття Премії PinchukArtCentre 2018

PinchukArtCentre оголосив імена 20 художників, номінованих на Премію PinchukArtCentre 2018 – загальнонаціональну премію у галузі сучасного мистецтва для молодих українських художників віком до 35 років. Шорт-ліст був складений відбірковою комісією з більш, ніж 650 заявок, отриманих від молодих українських художників з усіх регіонів України та інших країн світу.

...
05 липня 2017
Нам виповнилося 4 роки

Галерея Артсвіт стала на рік старшою. Це був час дискусій, випробовувань нових форматів та, безперечно, змін. Змінився наш логотип: окрім офіційного лаконічного напису в нас є і додатковий – червоний стілець, що відсилає нас до акції Микити Шаленного “Лекторій” (2015).  

...