"Если сегодня — эпоха метамодернизма, а не модерна и постмодерна, то из того, что есть, можно сделать что-то свое". Интервью с художником Владиславом Мельником
05/06/2019

"Если сегодня — эпоха метамодернизма, а не модерна и постмодерна, то из того, что есть, можно сделать что-то свое". Интервью с художником Владиславом Мельником

Раз в 3 недели в днепровском пространстве «Кімната» проходят выставки начинающих украинских художников. «Кімната» — проект галереи «Артсвіт», которая дает возможность высказаться новым лицам в украинской художественной среде. С 19 апреля по 4 мая в ней прошла первая выставка молодого днепровского художника Владислава Мельника — «Ребусы на плоскости». Анна Головченко пообщалась с Владиславом о современной живописи, мистицизме, провокациях и его личном художественном методе.

Про днепровские галереи живописи

Я, конечно, могу сказать, что я сразу написал в Артсвіт и сделал свою выставку здесь, потому что я крутой чувак, но нет. Я хотел сделать выставку в Днепре в  музее Украинской живописи еще в ноябре. Сначала мне сказали, что перезвонят через неделю. Прошел месяц, я подумал, что обо мне забыли и пошел к ним сам.

В музее мне сказали, что директору очень понравились мои картины. Возможно из-за того, что у меня специфические работы, а у них представлена более салонная живопись, то это пока что был не мой день. И еще месяц я не питал надежд на личную выставку где-либо еще.

Я знал, что раньше в Днепре была клёвая галерея «Я Галерея», что есть «Артсвіт». Но я считал, что не буду для них интересен. И я пошел в «Арт-квартиру». Там мне сказали, что такие картины не актуальны и предложили, чтобы я сбросил их в facebook, чтобы посоветоваться. Я обозлился и решил, что выставки — это слишком попсово для меня. Я стану просто интернет-героем — и все. По сути интернет мне помогает продавать картины и это хорошая платформа, чтобы их демонстрировать, но всё же хотелось что-то физическое.

Вскоре моя подруга мне сказала: «у тебя будет выставка в галерее «Артсвіт». Когда я начинал рисовать, я не думал о том, что у меня будут выставки. И тут суперсерьезная и самая крутая галерея в городе мне это предложила. Мне было очень приятно, показывало, что я делаю что-то правильно и это интересно не только моим подписчикам.

Про выставки и культурную жизнь Днепра.

Я приблизительно знал о местах, которым может быть интересно мое творчество. Есть много художников из Днепра, но я не видел, чтобы у них было много выставок. Музыка у нас очень хорошо развита, фотография, но вот живопись, особенно современная… Конечно, академисты устраивают свои выставки. Я их не осуждаю, но, по-моему, это уже не тот век. После двух неудачных попыток я подумал, что ничего не будет.

Но я не сдавался и продолжал писать, потому что выставка — это всего лишь часть социализации, а живопись первична. Можно заниматься чистой живописью, как Поллок или абстрактные экспрессионисты Америки в 1950-х годах. Сюжет картины вторичен. Это уже что-то вроде твоего личного дневника, в котором ты что-то рассказываешь.

Про вдохновения и направления в живописи

Если сегодня — эпоха метамодернизма, а не модерна и постмодерна, то из того, что есть, можно сделать что-то свое. Я часто встречаю у художников, что они что-то ищут и пытаются делать, но когда понимают, что у них получается сплошная каша, они бросают это и говорят: «у вас тут такой бред сейчас в живописи, что мы даже не будем рисовать».

Сначала мне вдохновлял постимпрессионизм. Особенно Ван Гог — своей палитрой, насыщенностью, верой и усилиями, которые он прилагал. Это очень отважный человек. И в том возрасте, когда он начал писать, в период споров об актуальности живописи. Я много раз перечитывал его переписку братом Тео. И «Жажда жизни». Но я не рисовал натюрморты и пейзажи, потому, что у меня нет такой базы как у него, я не учился этому технически. Я исследовал живопись эмпирически.

Еще я склонялся к Жану-Мишелю Баския. Какое-то время мой образ жизни соответствовал его образу. И тусовка, которая меня окружала, вдохновляла черпать что-то от него. Я смотрел очень много его интервью. Он был эрудирован, и знал такие вещи, которые многие художники, будучи великими умами и гениями, пропускают мимо ушей. А он сексуален своей мыслью. И его наскальная живопись тоже меня вдохновляла. У меня не получалось так выводить нечто подобное, потому что Баския намного больше знал в том возрасте, когда я начал рисовать. Я начал заниматься живописью из каких-то своих соображений. Я могу только обозначить ветвь абстрактного экспрессионизма, неоэкрессионизма.

Пока выходит так, что каждые 2 месяца я вырисовываю что-то новое, потому что я еще не пришел полностью к тому, что бы я хотел изображать всегда. В том числе это авангард. Меня очень вдохновила книга Кандинского «Точка и линия на плоскости». Я из русской школы знал только Малевича, но сильно не присматривался. А вот во время чтения этой книги мне сразу же захотелось повторить что-то подобное только для того, чтобы разбросать по плоскости этот цвет, формируя его в геометрические фигуры.

Раньше очень я много читал Да Винчи, Сальвадора Дали, Пикассо, присматривался к картинам. А потом, когда у меня появился довольно большой багаж знаний, я стал копать только в себя. Сейчас я делаю коллажи о культовых личностях современности, и эти личности в своих профессиях — первые номера.

Про сублимацию

Я думаю, сейчас все намного жестче. Есть интернет, который сильно влияет на сознание масс. Я вижу столько странных происшествий, наблюдаю поведение людей. Например, жестокость у женщин к своим детям, чуваки, которые напиваются и бьют своих детей, драки… Люди просто не знают, чем заняться. Вот знаешь, надо сделать что-то такое конченное, чтобы выплеснуть свою злость. Никто не умеет сублимировать. Но еще отчасти и потому, что я сам по себе очень эмоциональный человек.  Я ни на что это не проецирую и не говорю об этом. Просто оно все комком набирается и выплескивается, например, через день.

Бывает такое, что, когда мне очень легко, я начинаю писать первичные этапы картины. Я очень вспыльчивый, в таком состоянии я могу уйти на 2 часа,  а когда вернусь, выплеснуть этот нерв на картину. И если мне хватает этого азарта, то я могу ее дописать, если нет — то, может быть, допишу на следующий день. И вот эта маневренность настроения очень часто влияет на мои картины.

Про материалы

Я начинал с акрила. Последние месяца 3, когда хватало денег на масло, я начал их смешивать ради эксперимента. Потому что масло дает очень хорошую глубину, а акрил — насыщенность. А еще вторичный прослой я делаю маркером. Но чаще всего использую акрил, потому что я пишу быстро и акрил очень быстро высыхает. Но я иногда просто поверх масла пишу, потому что ждать день пока оно высохнет — не для меня.

Про свою продуктивность и работоспособность

Здесь представлены не все картины, которые у меня есть. Это примерно ⅕. В сети тоже не много картин. Стараюсь не размениваться лишними публикациями. Я просто постил что-то раз в неделю. Для выставки я подобрал самые актуальные работы, подходящее под тематику и название выставки — «Ребусы на плоскости».

У меня есть еще очень много картин на ДВП. Кстати, серия картин «Waltz with emptiness»  и «Pleasures of duality» раздолбана, потому что куски ДВП стирались об асфальт, когда я их нес.

Есть две картины, которые я называю «матрешки», они реально похожи на матрешки. Не очень техничны, но у них классная сюжетная линия, и таких у меня, наверное, около 70. У меня еще очень много картин на картоне и бумаге.

Иногда я за день пытаюсь написать картину, но не могу сказать, что она закончена. Мне посоветовал мой товарищ-художник, что если не идет, то лучше на время отложить. Бывают еще истории, как с «Waltz with emptiness», которую я рисовал месяц. Основу я написал за день. Но ей не хватало вот этой линии по спирали. А идея пришла очень хаотично.

На тот момент мне родители помогали финансово художественными материалами и едой. Спустя год мама мне сказала, что если я не стану никак реализовывать это физически, то мне просто перестанут давать деньги. Стоя возле этой картины, я подумал, мол, ну и ладно, пойду на работу. И взмахом руки хаотично кинул краску, так она и легла. И картина очень крутая получилась. И такие спонтанные вещи обычно дают крутой фидбек. Потому что когда ты усердно и монотонно пишешь, иногда ничего не выходит. А когда ясным взглядом, через время смотришь на вещи, то сразу видишь их завершенность.

Про свой процесс работы

Я раньше много всякими делами занимался и успевал сделать что-то за день, но я бы не сказал, что это было что-то конструктивное. В апреле прошлого года я набрал лишний вес. Я просыпался на рассвете в 4:30 я выходил на пробежку. Примерно в 6 я возвращался, ел, купался и в 7:30 садиться рисовать, и так до 18-19 вечера — пока солнце не садилось.  До 21-22 читал книги. И уже на 2-3 неделе я ощутил себя очень синхронно.

Я чувствовал, что делаю хорошую вещь в виде повседневного письма. Я делаю то, что меня очень радует, и это — моя жизнь. Меня это очень мотивирует не останавливаться.

Про абсолют и мистицизм

Одно время мне казалось, что я являюсь частью абсолюта и переходником в руках Бога, и, рисуя, я отдаю ему дань. Отсюда и все эти вторичные вещи, про один день — одна картина.

Я не фанатик религии. Но тогда меня было такое ощущение, что если я буду рисовать, то буду напрямую говорить с чем-то. Это лишь одна из причин по которой я рисую, сейчас у меня есть намного больше мотивации. Очень часто я выдыхаюсь из-за того, что рисую каждый день. Когда я сижу в комнате, которая одновременно и моя мастерская,  что не могу перестать рисовать. Но иногда просто не лезет и я ничего не вижу.

Если бы у меня была определенная база, я мог бы монотонно продолжить писать, но это не для меня. Когда такие дни затягиваются на недели, я начинаю думать о том, что я должен что-то себе.

Про обет молчания

Это было частью моего опыта, связанного с абсолютом. Всего лишь отстранение от материального, блуждание по собственным истокам. Я организовывал концерты, делал одежду, фотографировал, но это все мне давалось слишком просто. Мне хотелось еще сильнее углубиться в искусство. Нужно было что-то, во что я могу вложиться, и мои размышления затянулись месяца на три. Я чувствовал себя как выброшенная из этого мира амеба. Потом я начал себя ненавидеть за бездействие, и погрузился в живопись.

Про самоограничения и смыслы

Ограничения позволяют тебе сфокусироваться на действительно важных вещах. Они дают возможность быть личностью и формируют тебя. Я фильтрую свои темы и не трачу много времени на размышления над ними. Все происходит очень ассоциативно. Я за первичность живописи, ведь смыслы вторичны. Трактовок может быть бесконечное множество. Отсюда и название выставки — «Ребус на плоскости». Я слышал очень много трактовок, которые не были близки к изначальной идее. Это все один большой пазл, и мне интересно, чтобы человек находился в поиске.

Про подписи своих картин

У меня есть друг из Киева, который решил не подписывать свои работы. И галлерея подписала все картины: «автор указал, что название картина нне несет». Все эти слова — всего лишь фон. Я не уверен, что названия некоторых картин дадут зрителю какое-то большее понимание сюжета, но считаю, что оно безусловно важно.

Про первый опыт работы с куратором

С Витой Поповой (куратор «Артсвіт» - прим.) мы сразу нашли общий язык. Это было прикольно, потому что такого опыта общения с кураторами у меня не было. Это была её идея разместить картины так плотно. Я хотел сделать все намного скучнее и просто разбить все картины на серии.

Про серии картин

В основном по сюжету. Обычно в серии до 10 картин. Я использую разные материалы для того, чтобы серия получилась круче и быстрее. Если ты можешь справиться со всем, при этом не имея ничего, то ты крут. Очень много людей начинают бросать живопись на ранних этапах или уходить в коммерцию. Очень много спонтанных серий — в обществе может произойти что угодно, и я начну это развивать.

Про проблематику с своем творчестве.

Меня волнует проблема социального неравенства. Странное разногласие между важностью и незначительностью в социуме. Например, я должен быть выброшенным из мира чуваком, которого ничего не ждет. Для всего постсоветского менталитета я — бич общества. Раньше, когда мне надо было далеко ездить, мне приходилось часто пользоваться общественным транспортом. И это было невыносимо.

Сейчас я хожу в наушниках и очках от солнца, и даже если мне что-то говорят, то я не обращаю на это внимание, потому что просто не слышу этого. В Киеве, например, мне было очень комфортно, там людям было абсолютно все равно, потому что они уже заняты своим делом.

Про провокации в живописи

Многим людям было плевать на искусство, потому что оно всегда было слишком честным. Художник — он как политик, но ближе к народу, потому что говорит правду. Я сделал 10 коллажей с популярными медийными героями, которые на своем примере показывают, как работают медийные  манипуляции. Если попытаться донести то, что человек не хочет слышать и не хочет признавать, то это может что-либо спровоцировать.

Про коллаборации с другими художниками

Одна коллаборация вышла очень спонтанной. Моя подруга дала мне холсты, которые ей были не нужны. Я доработал её картины и создал серию из 6 картин на оппозиционную тематику.

Потом была коллаборация с художницей из Астрахани. Я предложил ей прислать картину, чтобы я её разрисовал.

Следующий коллаб мне предложил чувак из Москвы — Vlad Baobab. Я придумал название и доработал цветовую гамму, а он создал сюжет и фундамент.

Я хотел бы сделать коллаборации с художниками со всего мира. У меня уже есть одна картина, она выставлена в сети. Знакомый художник из Лондона прислал мне портрет Дональда Трампа.  Работа называется «Жертвы капиталистической руины».

Про планы на будущее

Вот в галерее «Артсвіт» на днях была лекция, которую читали представители PinchukArtCentre (лекторка Тетьяна Кочубинская - прим.). Рассказывали о конкурсе, который будет проходить в ближайшее время (PinchukArtCentre 2020 — прим.). Я бы хотел подать заявку.

У меня есть покупатель из Лондона. Он сказал, что, возможно, он мне поможет там сделать выставку. Еще один покупатель из Москвы тоже говорил, что хочет помочь мне организовать выставку в Париже, через своих друзей-галеристов. Я не могу точно сказать, будет ли что-то из этого организовано наверняка, но, думаю, что все будет окей.

З Владом Мельником общалась Анна Головченко.

Автор фотографий: Влад Лемм.

 

Інші новини

10 березня 2021
Жінки-художниці України: новий ракурс

Лекція мистецтвознавиці Олени Годенко-Наконечної «Жінки-художниці України: новий ракурс» презентує окремі постаті провідних українських мисткинь ХХ ст. та сучасності з позиції  гендерного виміру.  Це спроба зламати стереотипи сприйняття "жіночого мистецтва" і подивитись на жінку в українській образотворчості і як на суб'єкт, і як на об'єкт мистецтва. 

...
26 лютого 2021
Гривні альтернативної України. Перформанс Давида Чичкана

Давид Чичкан пропонує відвідувачам принести купюри номіналом 20 або 200 гривень, які він власноруч доповнить цитатами Лесі Українки або Івана Франка, зміст котрих стосується соціально-економічного устрою. Перформанс продовжуватиметься допоки розписані художником купюри перебуватимуть в обігу, виконуючи окрім економічної також просвітницьку функцію.

...